Как развить мышление и память
В современном мире, чтобы добиться успеха, очень важно быть человеком высокоинтеллектуальным и развитым. Для достижения целей необходимо подключать все умения и навыки, раскрывать собственный потенциал и тренировать мыслительные процессы. Одним из важнейших мозговых процессов является запоминание.
Зачем современному человеку хорошая память?
- Эффективное управление временем. Сейчас это модно называть «тайм-менеджментом». Успешная личность способна ставить и выполнять несколько задач за день. Очень важно помнить о приоритетных делах и уметь выстраивать подробный план на день.
- В разных возрастах память играет разную роль. Для дошкольников хорошая память – это сохранение в резервуарах головного мозга до 70 % информации получаемой человеком за всю жизнь. Именно в этом возрасте, дети получают большую часть знаний об окружающем мире. Школьники обязаны формировать отличную память для успешного процесса обучения. Не зря, одним из значимых видов домашнего задания в школе является заучивание стихов: это замечательная тренировка. В зрелом возрасте память многофункциональна: запомнить прочитанную информацию, номера телефонов и банковских карт, автомобильные маршруты, время принятия лекарства, необходимые покупки и так далее, – всё это нужно сохранить в памяти и воспользоваться «архивом» в нужный момент.
- Наконец, хорошая память – это средство достижения успеха. Способность структурировать свои действия, систематизировать поставленные цели, пользоваться резервами своей памяти – вот основные характеристики успешной личности.
Память как мыслительный процесс.
Память – это мыслительный процесс познания, архивирования и воспроизведения информации. Она подразделяется на сиюминутную, краткосрочную и долгоиграющую. Память бывает внезапной и намеренной. По виду психической деятельности выделяют память-движение, память-логику, память-образ и память-эмоцию.
Плохая память: каковы причины?
Безусловно, чтобы улучшить качество памяти, необходимо разобраться в причинах её ухудшения, устранить их и заново начать тренировку. Причины ухудшения памяти можно разделить на три категории:
- Медицинская: функциональные нарушения головного мозга и центральной нервной системы, касающиеся работы психический процессов. В этом случае без помощи специалиста с медицинским образованием не обойтись.
- Педагогическая запущенность: родители и педагоги вовремя не позаботились о том, как развивать мышление, внимание и память ребёнка. Если в детском возрасте не начать формировать привычку к развитию психических процессов, то с возрастом их функции угасают.
- Нездоровый образ жизни: нарушение режима, вредные привычки, неправильное питание ведут к снижению памяти.
Методики развития памяти.
В наши дни, с помощью новомодных гаджетов, можно вообще не напрягать память. Функция напоминания позволит вспомнить о предстоящих делах и предоставит список предстоящих покупок. Но, учитывая, что современные технологии развиваются со скоростью света, то человечество рискует полностью деградировать и полностью перейти на роботехнику. Чтобы этого не произошло, рекомендуется заниматься тренировкой мыслительных процессов. Самый простой способ развить память – обратиться к психологу, занимающемуся тренингами психических и познавательных процессов. Но собственными усилиями можно тоже очень эффективно натренировать память.
Рекомендуемые методики и занятия, развивающие память:
Заучивание стихов, песен и прозы. Это проверенный временем способ, приводящий к максимально высоким результатам. Наиболее сложным является зубрёжка нерифмованного текста. Чем сложнее процесс, тем приятнее результат.
Кодовые слова и фразы. Например, необходимо запомнить последовательность Российского триколора. Соединяем первые буквы цветов «БСК», придумываем слово, похожее на получившуюся аббревиатуру «Бейсик» – язык программирования. Теперь, в случае необходимости вспомнить цвета флага, просто обращаемся к кодовому слову.
Или, предстоит устный доклад «Пчеловодство». Плохо запоминается информация. Составляем кодовое предложение. Первый абзац о видах пчёл, второй – о принципах разведения, третий – про качество мёда. Получаем предложение: пчёлы разводят качественный мёд. Так, оратор, запомнит последовательность своего повествования.
Дружба с карандашом. Плохо запоминаю прочитанное. На помощь приходит простой карандаш. В процессе первого чтения выделяются основные мысли. Вторым чтением внимание концентрируется на выделенном тексте. Для запоминания прочитанного, составляется письменный план. Отличная методика для изучения устных предметов в школе или в ВУЗе.
Ассоциации. Придумать приятную картинку из будущего вместо скучной зубрёжки. Запоминаем номер телефона 8(963)847-36-27. 8 – неизменный код! 963 – чётные тройке цифры, расположенные по убыванию, 847 – стул между бесконечностью и семьёй, 36 – нормальная температура, 27 – две семьи. Составляем кодовую фразу: кодированная тройка на стуле с температурой на две семьи. При воспроизведении номера, расшифровываем код в обратном порядке. Важно, чтобы для запоминающего человека ассоциации были близкими по ощущениям и образу жизни.
Разложение на части. Сложное слово можно запомнить, разделив его на маленькие словечки. Синхрофазотрон: синхронность + фаза + трон.
Якоря. Используйте предметы, напоминающие об объектах, о которых нужно вспомнить. Например, варится суп, а хозяйка спешит на работу. Можно повесить на замок входной двери ложку. Тогда, она точно вспомнит о включенном газе.Или, внушить себе, что все круглые предметы в доме, похожи на таблетки. Тогда, увидев тарелку за завтраком, больной вспомнит о принятии лекарства.
Игровые упражнения. В процессе игры, познавательные процессы развиваются в совокупности. Упражнения могут быть использованы представителями разных возрастов. Главное, выбрать для себя наиболее подходящее и интересное.
Примерные игры:
- «Что изменилось?» Для игры нужна помощь друга. Человек запоминает, например, обстановку на кухне, всё до мельчайших деталей. Закрывает глаза или выходит. Друг меняет одну или несколько вещей. Задача: вспомнить, что не так?
- «Повтори движение!» Чем больше людей играет, тем лучше. Первый игрок показывает движение, второй повторяет первое и добавляет своё. Третий повторяет два первых и показывает своё движение. И так по кругу, пока все участники не повторят все жесты и движения. К этой же категории относится игра «Снежный ком», когда по цепочке, все повторяют имена друг друга, перечисляя всех участников при первом знакомстве.
- «Рассмотри картину». Запомнить все мелочи на изображении, отвернуться и отвечать на вопросы, касающиеся картины. Например, сколько облаков изображено или какого цвета обувь у человека в правом углу.
Методов тренировки памяти очень много, важно подобрать для себя индивидуальный комплекс упражнений и усердно заниматься.
Но в сочетании с развивающими занятиями, необходимо пересмотреть образ жизни: больше двигаться, активно изучать новые сферы жизни, много читать. И, конечно, есть продукты благотворного влияния на развитие памяти: орехи, чеснок, мёд, капуста. Приятного аппетита и помните: хорошая память – путь к успеху!