Картины Леонардо Да Винчи с названием и описанием

портрет леонардо да винчи

В августе 2017 года Британская библиотека сделала миру большой подарок. Блокнот гения нашей планеты Леонардо да Винчи оцифровали. Целых 570 страниц с рисунками и записями Леонардо можно увидеть, приблизить и рассмотреть в сети. Страшно представить возраст (записи датируются 1480-1518 годами), ветхость и ценность бумаг, с которыми работникам библиотеки посчастливилось иметь дело.

рукописи леонардо да винчи   

Эта работа, конечно, заслуживает огромной благодарности, ведь теперь любой желающий имеет возможность заглянуть гению чуть ли не в голову – записи в блокноте показывают процесс эволюции его мыслей. Здесь поразительно абсолютно всё, начиная с особенности самого письма – да Винчи писал справа налево, стимулируя таким образом умственную деятельность.

Он был скульптором, он был ученым, он был инженером и художником. И хотя ни в коем случае не стоит упускать из виду наблюдения и открытия, сделанные им в науке, стоит отметить, что именно живописные работы Леонардо известны каждому. Ведь в том и есть смысл высшего искусства – быть близким и быть притягательным для разных людей разных эпох.

Живопись Леонардо – живопись эпохи Возрождения, куда, после средневековых смут, возвратилось уважение к человеку и внимание к его телу. Не случайно же именно тогда возникали идеи гуманизма и господствовал антропоцентризм. Этим и наполнена живопись Леонардо. Отсюда же становится понятным и его стремление к точным подсчетам, к систематизации и углублению знаний о человеке.

Витрувианский человекВитрувианский человек (1490-1492)

Галерея Академии, Венеция

Рисунок, известный всем. Его мы постоянно встречаем то в интернете, то в какой-нибудь рекламе, то татуировкой на чьем-нибудь теле в метро, словом, так часто, что в голову уже не приходит о ней задуматься.

Леонардо не планировал, что его «Витрувианский человек» обретет такую ценность и известность. Работа является иллюстрация труда римского античного архитектора Витрувия, где описаны пропорции человеческого тела. Главная идея Витрувия была в том, что человеческое тело идеально по своим пропорциям, того же стоит добиваться и в архитектуре. Мысль об идеальности человеческого тела (божественного сечения, золотого сечения) и иллюстрировал Леонардо.

При этом это удивительная по своей точности и мастерству живописная работа. Вглядитесь в линии, вглядитесь в позу. И главное – вглядитесь в выражение лица и в глаза этого человека. Без лишних движений передана энергия и сила. Человек, стоящий в открытой позе, по-прежнему в себе уверен и, кажется, вмещает в себя всю мощь мира. Человек, по «Витрувианскому человеку» да Винчи – центр всей вселенной. Он гармоничен.

Тайная вечеря Тайная вечеря (1498)

Находится в Милане в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие на стене трапезной.

На самом деле «Тайная вечеря» не фреска, так как наносилась мастером на сухою стену, что позволяло ему исправлять не устраивающие его элементы (фреска наносится на мокрую поверхность).

Для трапезных часто использовался этот сюжет – последняя трапеза Иисуса с его учениками. Иисус сказал: «Один из вас меня предаст». И разнеслось его слово по всему пространству и задело собой всех. По словам Паолы Волковой, одного из лучших историков искусства, слова Иисуса

подобны камню, брошенному в воду, и в стороны расходятся круги. По три фигуры справа и слева от Иисуса в первом кругу и по три фигуры во втором. Каждый из апостолов жестом и положением тела отвечают Иисусу. И только один, по мнению всё той же Паолы Волковой, Фома, вопрошает «Один?». Фома находится по левую руку от Иисуса, его силуэт единственный, не считая Спасителя, так же находится на фоне проема в стене.

Во всем мире по-прежнему гадают кто изображен по правую руку Христа – Мария Магдалена или Иоанн?

Говорят, что контраст, возникающий из ярких одежд Иисуса и бледных одежд человека справа намекает на то, что это всё же женщина, так как контрастность означает вечно антагонистические отношения между мужчиной и женщиной. Однако надписи на копии «Тайной вечери» в Лугано говорят нам о том, что по правую руку от Христа находится Иоанн. Что имел в виду Леонардо, несомненно гений, мастер, несомненно связанный с космосом, знающий чуть больше нас? Пока что для нас это и остается загадкой, но мы продолжаем наслаждаться сложной драматургией «Тайной вечери» и её великолепностью.

Работа построена по принципу золотого сечения (выраженного в «Витрувианском человеке», о чем сказано выше). Фигура Иисуса с разведенными руками образует треугольник и центр этого треугольна – проем в стене, арка, из которой льется свет.

Легенда о картине Тайная вечеря

Интересна легенда написания Иисуса и Иуды. Говорят, что Леонардо, по вселенской иронии написал одного и того же человека. Одной из наиболее сложных фигур для Леонардо оставался Иуда, именно для него не мог художник найти модель. Однажды нашел. Нашел и привел в монастырь, где работал. Позже выяснилось, что несколькими годами ранее, когда он писал лик Иисуса, он списывал его с этого же самого человека! За это время бывший член монастырского хора спился и опустился, так сказать от Иисуса до Иуды. То есть от добра ко злу. Может быть, это только легенда, но зато с каким смыслом и с какой жизненно драматургией! В нас и добро и зло, наша задача научиться управлять ими.

В целом – сплошные загадки. Хотя, кто знает! По-моему, вполне возможно, что Леонардо писал не для того, чтобы мы годами разбирали его работу по кусочкам, ведь искусство, а особенно настоящее, всегда цельно. В любом случае «Тайная вечеря» несет в себе самое главное – красоту и чуть ли не космическую энергию. Стоит хоть раз в жизни ей поддаться.

Святая Анна с МадоннойСвятая Анна с Мадонной и младенцем Христом или Анна, Мария, младенец и агнец (1580-1510?)

Лувр, Париж

Посетители галереи проходят мимо, стремясь к неподалеку расположенной «Джоконде». Меж тем «Анна, Мария, младенец и агнец» одна из самых загадочных и наполненных работ Леонардо.

На ней изображена мать Марии – святая Анна, на коленях её находится Мадонна, чуть правее, на земле младенец Иисус, тянущий за ушки ягненка (символ жертвоприношения).

Ландшафт за спиной Анны схож с ландшафтом за спиной Джоконды – это безводные скалы. Только она одна выписана на этом фоне – фосфоресцирующий камень. Только она одна находится в этом неземном пространстве. Ноги Анны опущены в воду. Фигура Анны самая крупная во всей композиции картины. Лицо ее освящено той же улыбкой, что и лицо Джоконды – неуловимая нежность и тоска, внеземные знания праматери. Глаза Анны прикрыты, но устремлены на землю, на дочь Марию и на младенца.

Фигура Марии вписана в фигуру Анны. Мария, кажется, не замечает того, что сидит у матери на коленях, все ее внимание направлено на сына. То ли она в умилении притягивает младенца к себе, то ли стремится спасти его от будущих страданий.

Младенец смотрит на Марию и чуть-чуть в сторону, он как бы занят своими размышлениями. В ручках он держит агнца, ибо сын божий – жертва. Все четыре фигуры соединяются в треугольник. Вся работа, вместо привычной торжественности, светится интимностью, закрытостью, тишиной и какой-то лунностью.

Что имел в виду Леонардо? (Если, конечно, ставил перед собой такую задачу, а не писал, повинуясь чему-то высшему).

Мадонна Бенуа или Мадонна с цветкомМадонна Бенуа или Мадонна с цветком (1478-1480)

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Одна из ранних картин. Работу над ней Леонардо начал в двадцать шесть лет.

Не потому ли и сама Мадонна так молода? Совсем еще девочка. (Чаще Марию изображают в более взрослом возрасте). Здесь же перед нами совершенно настоящая, можно сказать, земная девушка, нежно любящая своего первенца.

Мы нова мы видим мир интимный и замкнутый. Молодая Мария с младенцем на руках образуют единую фигуру. Они находятся в полутьме и, за счет тонкого переплетения теней и свет кажутся в легкой дымке, немного в отдаленном от нас мире. Мария и младенец – Иисус освещены только окошком в правой части картины, но этого света чудесным образом хватает на всю их переплетенную фигуру.

В сравнении с работами, о которых сказано выше, «Мадонна с цветком» имеет больше количество мелких деталей и большую контрастность цветов. Четко прописан костюм Марии, на ней одежда, модная в пятнадцатом веке. Тонко, но вместе с тем очень просто выписана прическа Мадонны. Бросается в глаза и камушек на ее груди, обрамленный, возможно, жемчугом. Тени на ее платье падают так, что почти физически ощущается фактура ткани. Так же прописана и кожа младенца.

Примечательно, что фигура младенца намного больше тела обыкновенного ребенка и велика в сравнении с фигурой Мадонны. Мария в нежном жесте протягивает ему цветок (композиционный центр всей картины), ребенок же с лицом очень внимательным, даже отрешенным разглядывает его. Важно отметить, что цветок имеет форму креста – символа будущих Страстей Христовых и его страданий и, кажется, ребенок уже чувствует свое великое предназначение.

В лице младенца внимательность и серьезность, взгляд его направлен строго на этот крестообразный цветок. В его заинтересованности заключается вся основная мысль творцов и общества Возрождения – интерес к окружающему, изучение мира.

Интересны тонкие золотые нимбы над головами Мадонны и младенца. Они заметны, но в глаза не бросаются. Этим аккуратным полунамеком (таким же, как цветок-крест) Леонардо выражает принадлежность Марии и младенца к миру иному, миру божественному.

Картина прелестна своей мягкостью и теплотой, но, вместе с тем, наполнена трагической драматургией. В ней одновременно выражена и женская любовь и женская трагедия, детскость будущего Спасителя и его великая трагедия.

Мона Лиза или Джоконда Мона Лиза или Джоконда 1503-1505 

Лувр, Париж 

Войдите в зал с «Джокондой» или найдите любую фотографию этого зала. Много-много людей с фотоаппаратами (а теперь и с селфи-палками) толпятся у небольшого размера полотна (77 х 53). Они смотрят то на экраны своих телефонов, то на себя в этих экранах, то друг на друга. Они разглядывают, конечно, и саму Джоконду. Но всего только два глаза во всем зале имеют поразительную живость и внимательность. И это, конечно, глаза самой Моны Лизы. Кажется, что она смотрит одновременно на всех и только на вас. Она смотрит поверх голов, но и внутрь себя. Не такой ли «взгляд» оставил нам Леонардо всеми своим работами и поразительной своей гениальностью? Знаем ли мы его? Понимаем ли? 

Сложно определить возраст этой женщины, он ускользает. Стоит обратить внимание и на ландшафт за её спиной. В самом верху он очень похож на ландшафт за спиной Анны с работы Леонардо да Винчи «Анна, Мария, младенец и агнец», это такой же фосфоресцируешь камень, будто находящийся под водой. Ниже мы видим сухой, безводный ландшафт, но за правым плечом мы видим дорогу. Непонятно, где именно дорога начинается и где заканчивается, мы видим только отрывок извилистого пути. За левым плечом, если приглядеться, можно увидеть, по словам все той же Паолы Волковой, трубы, возможно, оставшиеся со времен римской цивилизации.

Важно отметить, что сама фигура, по сравнению с ландшафтом, поразительно величественна, но чудесным образом она как бы выходит из него, она объединена с ним единым, надмирным сиянием. Легко и тонко прописана одежда Моны Лизы и её распущенные волосы. На лице, по моде того времени, нет бровей, что добавляет выражению чистоты и странности. Знаменитая улыбка, переполненная загадками, не в первый раз встречается в работах Леонардо. Точно такую же мы видим и на лице у Анны («Анна, Мария, младенец и агнец») и у ангела («Мадонна во гроте»). Обе картины находятся в Лувре, совсем рядом с «Джокондой»

10 Авг 2017г
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
comments powered by HyperComments