Детектив — это не только детективная ситуация

Представление о том, будто бы можно сделать детектив на одних только детективных ситуациях, основано на чистом недоразумении. Как бы ни был оригинален этот жанр, он вместе с тем подчиняется общим законам искусства: в основе его лежит характер, только с живым человеческим характером произведение обретает жизнь, и напряжение тут создается только столкновением характеров. Но зато чуть только начинает обозначаться живой человеческий облик, и жанр тотчас же благодарно откликается самыми увлекательными и разнообразными ситуациями.

Детектив — это не только детективная ситуация

Примером тому может служить фильм «Свой», где, казалось бы, не бог весть какой сложный детективный сюжет: следователя прокуратуры Кошелева (его играет Олег Ефремов) обвиняют в том, что он взял взятку у преступника, а расследование этого дела о следователе должна вести Сергеева, работник той же прокуратуры, — женщина, у которой некогда с Кошелевым был роман. Сюжет этой картины отмечен некоторой искусственностью, основной конфликт не очень правдоподобен. Характеры Кошелева и Сергеевой не так уж оригинальны и глубоки. Но все же есть и темперамент и характеры, и благодаря игре хороших актеров мы начинаем в них верить. И тут же, сейчас же в фильме возникает напряжение (хотя события как раз развиваются не быстро). Детектив - это не только детективная ситуация 

Кстати, в фильме «Свой» создается ситуация, которая ещё раз нам напоминает, с каким трудным жанром мы имеем дело. Кошелев, герой Олега Ефремова, ни в чем не виноват и энергично защищается, но по закону жанра будущее должно оставаться для зрителя тайной, зритель должен страдать и сомневаться вместе с Сергеевой, и актер в угоду занимательности вынужден вести свою роль двусмысленно, поминутно бросая тень на своего героя. (Правда, ситуация эта отчасти оправдана — Яощелев говорит не всю правду и даже кое в чем вынужден врать, — но оправдана только отчасти.) Жанр поставил актера в трудное положение, и это вносит в игру Ефремова неодолимую искусственность (это Ефремова-то! Всегда такого естественного!).

И все же даже с такими, не очень живыми и глубокими героями фильм смотрится. Можно, следовательно, представить себе, как вспыхнет этот жанр, когда в него придет настоящий — живой, оригинальный и глубокий — герой. Герой этот все же должен быть особым — детективным.

Ссылка на основную публикацию