Качка корабля

Корабль постоянно подвергается воздействию разнообразных сил как постоянных, так и переменных во времени. Среди них основными являются силы давления воды, в том числе динамические силы от волнения моря, силы веса отдельных частей корабля, механизмов, вооружения, оборудования, а также воздействие ветра на надводную часть корпуса. В результате воздействия этих сил корабль совершает в пространстве сложные колебательные движения вокруг продольной и поперечной осей инерции и в вертикальной плоскости. Колебания вокруг продольной оси инерции корабля называются бортовой качкой, колебания вокруг поперечной оси и в вертикальной плоскости — соответственно килевой и вертикальной качкой.

Качка корабля

Качка корабля — нежелательное явление, могущее вызвать отрицательные последствия, такие как уменьшение скорости хода, ухудшение управляемости, ухудшение условий работы вооружения и механизмов, дополнительные напряжения в прочных связях и отдельных конструкциях корпуса, опрокидывание корабля из-за потери остойчивости, заливаемость палубы и даже надстроек волной или брызгами, физиологически неприятное воздействие на экипаж.
Качка, как всякий колебательный процесс, характеризуется величинами периода (времени одного полного колебания корабля) и амплитуды. У кораблей различных классов различны и периоды бортовой качки. На тихой воде они составляют у крейсеров 10—18 с, у эскадренных миноносцев — 7—10 с, у тральщиков и буксиров — 4—6 с, у подводных лодок в надводном положении — 8—10 с.
Для уменьшения неблагоприятных последствий качки на современных кораблях применяются различные конструктивные меры и специальные успокоители качки, которые уменьшают амплитуду и увеличивают период бортовой качки.
На современных надводных кораблях и некоторых подводных лодках применяются также гироскопические успокоители качки.
Применение успокоителей качки расширяет возможность использования оружия корабля и вместе с мероприятиями по обеспечению прочности, незаливаемости, ветрозащищенности и других качеств, о которых говорилось выше, обеспечивает возможность плавания в штормовую погоду при любом состоянии моря и открытого океана.
Ссылка на основную публикацию